karandash

   Поступление ребёнка в первый класс — целое событие для него и всей его семьи. Задача родителя — помочь своему ребенку адаптироваться в новой среде: коллектив, правила, отношения, атмосфера — абсолютно всё новое. Темп адаптации вашего первоклассника зависит от особенности нервной системы и жизненного опыта. У каждого этот процесс происходит по-разному.

Что стоит учитывать родителю первоклассника и как он может помочь своему ребёнку:

1. Несмотря на многие соблазны социальной жизни, постарайтесь сохранять режим. Укладывайте ребёнка вовремя спать. В первые две-три недели забирайте его после школы домой, не оставляя в группе продленного дня. Пусть ребёнок днем отдохнет, даже если выглядит энергичным. Процессы возбуждения еще преобладают, это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость. При излишнем возбуждении у детей этого возраста не срабатывает механизм самоконтроля, усталость наступит гораздо позже, когда сил остается мало, и возникнет риск заболеть. В период адаптации берите ответственность за ритм, саморегуляцию на себя.

2. Если ребёнок до момента поступления в школу посещал дополнительные образовательные заведения, то можно продолжить эти занятия, в случае его удовлетворительного состояния. Но в первый месяц не стоит добавлять ничего нового. Лучше нововведения оставить до октября-ноября. Поверьте, впечатлений в школе будет достаточно.

3. Позаботьтесь о наличии школьных принадлежностей и навыках самообслуживания ребёнка заранее: важно вовремя купить все необходимое для школы, чтобы у ребёнка не было ощущения дискомфорта («Все пришли со счетным материалом, а мне мама еще не купила»). Также это касается умения одеваться — самостоятельно справляться с разными пуговицами, шнурками, липучками и прочее.

4. В течение дня предоставьте ребёнку возможность свободной игры. Детям необходим так называемый «выдох». Если представить, что новая информация, впечатления — это «вдох», то «выдох» — это свободная игра, творчество, в котором ребенок имеет возможность самовыражаться и снимать напряжение. Важно, чтобы в ваш распорядок дня входил этот значимый момент.

5. Выделите первокласснику свое место в комнате — рабочий стол, ящики для школьных принадлежностей. Таким образом, вы поддержите его во взрослении и начнете приучать к аккуратности и структурированности.

6. Следует знать и учитывать особенности психофизиологического развития вашего ребенка при организации выполнения заданий дома и формирования адекватных ожиданий от процесса его обучения. Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный. В среднем функциональное созревание правого (образного) полушария происходит в 4 – 7 лет, а левого (логического) – в 9 – 12. То есть, к третьему классу в норме у учащихся 3-4 классов все равно более развито правое полушарие, а левое (логическое) актуализировано и находится в стадии развития. В связи с этим обучение младших школьников должно проходить естественным для них способом – через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения.

Активный рост физических параметров ребенка сочетается с повышенной утомляемостью, рассеянным вниманием и нервно-психической ранимостью. Это проявляется в том, что работоспособность младших школьников обычно резко падает через 15 – 20 минут после начала занятий. В этой связи необходимо строить обучение таким образом, чтобы наиболее сложные виды учебной деятельности приходились на первые 15-20 минут занятий. Организовывайте отдых при выполнении домашних заданий и проявляйте понимание и терпимость к вашему непоседе.

7. Не стоит ждать от вашего первоклассника пересказа прожитого учебного дня. В силу психофизиологических особенностей он имеет право не запоминать и не структурировать события. Впечатлений много, сложно выделить главное- то, что мама хочет услышать. Ваши вопросы должны быть краткими и ясными, поддерживающие интерес к его пребыванию в школе. Например: «Что тебе понравилось? Что было интересно? С кем познакомился? Как зовут соседа по парте?». При создании благоприятных условий ребёнок сам начнет постепенно рассказывать о событиях дня.

8. Важно учитывать, что при адаптации в этом возрасте первоклассник на возникшие сложности может реагировать внезапными капризами, например: «Эти носки мне не подходят» или «Почему ты мне не купила любимую конфету?». Не стоит реагировать напрямую на подобное его поведение. Дело в том, что напряжение, накопленное в процессе учебы и новых впечатлений, ищет выход. Вместо стыжения и нравоучений лучше помогите ему. Пожалейте, обнимите, приласкайте. Порой нет ничего целительнее, чем теплые материнские объятия.

9. Ребенку важно знать, что мама на его стороне. Основной посыл родителя, ожидаемый ребёнком: «Я готов тебя защищать и помогать». Так и скажите ему. Проявляйте чуткость к его возникшим трудностям. А если у ребёнка нет ресурсов защитить себя и разобраться с возникшими сложностями, сделайте это вместе с ним.

10. Важно, чтобы у первоклассника сформировался авторитет учителя. Часто можно наблюдать сильную привязанность ребёнка к своему учителю. Это необходимо для успешной учебы и личностного роста ребенка в будущем. На ваше высказывание относительно учебы, ребёнок может возражать: «А Анна Ивановна говорила, что так нужно делать!». Не стоит сокрушаться временному падению вашего авторитета. Вы останетесь важной и главной фигурой для вашего ребёнка, а подобные фразы детей воспринимайте как симптом успешного процесса адаптации. Если вы считаете, что учитель не прав,  запишитесь на встречу к нему и проясните всевозможные вопросы, не откладывая это «на потом».

11. Если вы испытываете тревогу, вам не понятно, как ведет себя ваш первоклассник, усваивает ли он материал, поговорите с его учителем, поинтересуйтесь жизнью в классе. Вы имеете на это право. Напряжения будет меньше, а учителям очень приятно замечать вашу заинтересованность в школьном процессе.

12. Помните, адаптация происходит постепенно! Это связано с возрастными и индивидуальными особенностями.

Придется запастись чуткостью и терпением, справляться со своими переживаниями и сомнениями. Для этого важны собственные родительские силы и ресурсы. Поэтому не забывайте заботиться о себе. Вы — самое дорогое, что у вашего ребенка есть!

Успешной адаптации вам и вашим первоклассникам!

 

   Фонд «Я особенный» приглашает родителей детей с особенностями развития на онлайн-консультации.

   Благотворительный фонд «Я особенный» поможет родителям ответить на вопросы о социализации, здоровье, воспитании и обучении «особенного» ребёнка.

Консультированием будут заниматься сотрудники фонда – социальные педагоги, психологи, специалисты по прикладному анализу поведения. Ответы на свои вопросы могут получить люди из любой точки планеты.

   «Такое консультирование работает у нас уже несколько лет. Мы ежедневно получаем по 10-15 звонков со всей России. – Рассказывает Александрина Хаитова. — В основном родители обращаются к нам с вопросами о поведении ребёнка. Например, почему ребёнок выбегает на дорогу, или почему он предпочитает есть только одну и ту же еду, не признаёт некоторую одежду. И самое печально, что часто на такие простые вопросы родители ищут ответ годами, а у них и без того есть сложности в воспитании «особенного» ребёнка».

   Для получения консультации нужно отправить свои вопросы на почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. с пометкой «Консультация».

   Фонд «Я особенный» из Екатеринбурга уже 5 лет помогает детям с аутизмом, шизофренией, умственной отсталостью, гиперактивностью и др. ментальными нарушениями. За это время около 500 детей смогли пройти реабилитацию, а около 3000 человек имеют доступ к обучающим материалам.

  • Переориентация недоброжелательного отношения к нему детей, изменение социальных установок и выработка системы положительных оценок. Научить детей видеть в сверстнике достойного партнера, радоваться успехам других, восхищаться личными качествами детей, развивать социально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию.
  • Важно переориентировать самовосприятие самого ребенка: вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе и др.), личностным достоинствам. Поэтому первостепенное значение здесь имеет активно-положительное отношение педагога к детям, который обнаруживает и демонстрирует самому ребенку его положительные качества.
  • Внимание педагога направлять на внутренние переживания ребенка, использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что поможет ребенку эмоционально откликнуться на происходящее. Предложить ребенку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов.
  • Чтение художественной литературы, рассматривание картинок, где отмечаются с помощью вопросов взрослого особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы взаимодействия людей. Таким образом, ребенок косвенно приобретает опыт коммуникативной деятельности. Включать ребенка в условия реального общения с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все попытки общаться.
  • Создать ситуацию успеха для детей и сделать их заметными для сверстников.
  • Расширять контакты детей, выявляя партнеров со схожими интересами.
  • Утешение, сочувствие помогает ребенку избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности.
  • Общественное мнение детской группы.

1111

Давайте познакомимся! Педагог-психолог - Маштакова Ирина Владимировна 24 апреля 1963 года рождения ГБУ Амурской области «Свободненский социальный приют для детей» Дата назначения на должность 28.08.1996 г. Образование высшее профессиональное, Благовещенский государственный педагогический университет, 1997 год Специальность по диплому: Педагогика и психология Квалификация по диплому: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Методист по дошкольному воспитанию Общий трудовой стаж: 32 лет Педагогический стаж: 31 лет Стаж работы в данной должности: 24 года Стаж работы в данном учреждении: 11 лет Наличие учёной степени: нет Контактные телефоны: рабочий: 8(41643) 3-32-26, сотовый: 8-914-388-95-37